АНАЛИЗ ОПЫТА ПРИМЕНЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ В КОМПЛЕКСНОЙ КОРРЕКЦИИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Клинический обзор учителя-логопеда Л.В. Округиной, МОУ СОШ №17, АНО «Буквоежка», Усть-Илимск

 

Динамическая электронейростимуляция (ДЭНС) применяется в  лечебно-профилактических учреждениях Усть-Илимска с 2001 года.

ДЭНС-терапия разрешена к применению врачами, педагогами, прошедшими курс обучения. Интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, лечебно-профилактических и образовательных учреждений.

ДЭНС-терапия является гармоничным продолжением реабилитационных форм работы с тяжелыми речевыми нарушениями. Данный метод внедрен в коррекционную систему как  дополнительное средство воздействия и  стимуляции речедвигательных зон у детей-логопатов.

С  2005–2007  годов проводились исследования с  целью оценки эффективности ДЭНС-терапии при  различной патологии речевого развития. Сроки коррекции тяжелых речевых нарушений (дизартрии, ОНР1–2, алалии, ринолалия и т.д.) при традиционной методике составляли два-три года и  более в  зависимости состояния речевого и  голосового аппарата. С применением ДЭНС-терапии сроки коррекции, качество состояния устной и письменной речи в динамике значительно сокращаются — в полтора-два раза.

Цель исследования:

— изучение влияния ДЭНС-терапии на следующие параметры:

— подвижность артикуляционного аппарата;

— развитие импрессивной и  экспрессивной стороны речи;

— развитие фонетико-фонематического, лексико-грамматического строя, связной речи;

— развитие когнитивной деятельности;

— развитие общих движений, мелкой моторики;

— развитие просодической организации звукового потока (мелодико-интонационной стороны речи).

С согласия родителей полный курс ДЭНС получили 40 детей. В том числе: 11 детей в возрасте 7–11 лет обучающиеся в МОУ СОШ №17); 23 ребёнка в возрасте 4–7 лет (ДОУ-38); и 6 детей — 3–8 лет (АНО «Буквоежка», частная практика).

ДЭНС проводилась дифференцированно. В  зависимости от  специфики нарушения тонуса мышц губ, языка, шеи, лица, наличия гиперкинезов выбиралась интенсивность воздействия.

Минимальный уровень мощности соответствовал воздействию слабой интенсивности, при  которой ребенок либо не  испытывал никаких ощущений, либо ощущал легкую вибрацию. Такой уровень применялся у детей с тяжелыми речедвигательными расстройствами, осложненными повышенной нервной и рефлекторной возбудимостью.

Средний уровень мощности, при котором может ощущать ся безболезненное приятное покалывание, применяется у детей с различной речедвигательной патологией.

Третий уровень мощности, самый интенсивный (минимально комфортный), применяется у детей со сниженным тонусом артикуляционных мышц.

ДЭНС-терапия проводилась в комплексе с логопедическими мероприятиями, включающими логопедический массаж (прямой ручной, зондовый), развитие артикуляционной моторики (артикуляционная гимнастика), мелкой моторики кисти, фонематического слуха, обогащение словарного словаря.

Рецептура аппаратного воздействия (БАЗ, БАТ, зоны Су-Джок) составлялась с  учетом уровня нарушения речи и возраста ребенка. Длительность сеанса от 7 до 15 минут, воздействие на одну зону от 2 до 5 минут, в режиме «Терапия», 10, 20 Гц.

Результат. Включение ДЭНС в коррекционную работу у детей способствовало сокращению сроков коррекционной работы на один-три месяца, по сравнению с аналогичными у  детей, получавших только традиционную логопедическую помощь.

Для  закрепления результата работы с  детьми родителям рекомендовалось приобрести аппарат. В  таких случаях процесс коррекции находился в  постоянной динамике, что значительно ускоряло результат — на две-три недели на каждом этапе — в сравнении с аналогичным у детей-логопатов, не получавших аппаратного лечения дома.

Выводы

1. Применение ДЭНС на логопедических занятиях помогает формированию коммуникативных попыток в виде звуковых, слоговых и других проявлений у детей с задержкой речевого развития; активирует безусловные рефлексы (жевание, глотание, слюнообразование).

2. ДЭНС стимулирует работу мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшает зрительно-моторную координацию.

3. ДЭНС значительно ускоряет восстановительные процессы и адаптивные механизмы по сравнению с применением только традиционной логопедической практики.

4. ДЭНС-терапия безопасна в  применении, не  вызывает аллергических реакций, не  нарушает физиологический энергетический потенциал детского организма, удобна в  применении, отвечает требованиям по  организации логопедических занятий, позволяет решать адаптационные задачи.

5. На  основании опыта применения динамической электронейростимуляции можно уверенно заявить о ее реальном эффекте и целесообразности внедрения как дополнительного средства в  системе логопедической практики.

 

Литература

1. Дьякова  Е.А.  Логопедический массаж. Учебное пособие для студентов вузов. М.: ACADEMA, 2003.

2. Руководство по  динамической электронейростимуляции аппаратами ДиаДЭНС-Т и ДиаДЭНС-ДТ / Под общ. ред. В.В. Чернышева. Екатеринбург, Междунар. академия фундамент. образования, медцентр корпорации «ДЭНАС МС», 2005. С. 283.

3. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения. Наглядно-практическое пособие. М., 2000.

4. Мартынов  С.М.  Домашняя рефлексотерапия. М., КРОН-ПРЕСС,1995.

5. Архипова  Е.Ф.  Методы коррекции речевого и  психического развития детей с церебральным параличом в раннем возрасте: Кн. для логопеда, воспитателя, родителей детей с ДЦП. М., 1997.

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)