ДИНАМИЧЕСКАЯ ЭЛЕКТРОНЕЙРОСТИМУЛЯЦИЯ В ПРАКТИКЕ УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА В ДЕТСКОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Обзор учителя-логопеда C. Н. Качиной, МАДОУ «Детский сад №97», Пермь

 

В  данной публикации обобщен и  систематизирован опыт применения ДЭНС-терапии на  логопедических занятиях с  детьми в  логопедическом пункте МАДОУ «Детский сад №97» в Перми.

Актуальность. По  данным российской и  мировой статистики, количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Этот факт подтверждает и  ежегодная диагностика речевых нарушений, которую я  провожу среди детей 3–7 лет, посещающих МАДОУ «Детский сад №97» в Перми. Сбор анамнестических данных у таких детей свидетельствует, как правило, о перинатальном поражении центральной нервной системы (минимальная мозговая дисфункция, гипоксическое поражение ЦНС), наличии хронических заболеваний у матери, о заболеваниях ребенка на первом году жизни и  др. Общеизвестно, что  использования в  коррекционной работе одних только педагогических (логопедических) средств недостаточно. Чтобы максимально изжить речевой дефект, необходимо задействовать весь арсенал междисциплинарного подхода к коррекции речевых нарушений, заручиться поддержкой врачей: неврологов, психиатров, кинезиотерапевтов, физиотерапевтов.

К сожалению, далеко не все родители детей, имеющих речевые нарушения различной этиологии и степени тяжести, прислушиваются к рекомендациям логопедов и дают возможность своим детям получить нужную помощь в полном объеме.

Почему я  выбрала ДЭНС-терапию среди других прочих методов? Потому что, по  сравнению с  другими методами физиотерапии, ДЭНС-терапия имеет, на  мой взгляд, ряд очевидных преимуществ (таблица 1).

Аппараты производства «ДЭНАС» могут с  успехом заменить или  дополнить другие виды медикаментозной и  физиотерапевтической помощи детям, имеющим речевые нарушения. ДЭНС рекомендуется при следующих диагнозах: дизартрия, моторная дисфазия, заикание, афазия.

Методика ДЭНС

Для удобства все зоны аппаратного воздействия разделены на три группы: универсальные, специальные и иммунные.

 

Зоны универсальные

1. ШВЗ обрабатывается в режиме «Тест» (1-я фаза программы МЭД) сначала по остистым отросткам, затем симметрично по  паравертебральным зонам. Выявленные ЛТЗ обрабатываются в режиме «Терапия», 77 Гц, по 30 сек.

2. Тройничная зона обрабатывается в режиме «Тест», выявленные ЛТЗ: режим «Терапия», 77 Гц, 30 сек.

 

Зоны специальные

1. Зона языка: режим «Терапия», 77, 60 Гц или «77АМ» при паретичности, 1–3 мин; режим «Терапия», 10 Гц или «77 10» при спастичности мышцы. Уровень мощности минимальный (у детей дошкольного возраста и у взрослых со спастичностью мышц) или комфортный у взрослых.

2. Речевая зона (или зона круговой мышцы рта): режим «Терапия», 77 Гц (при выраженной спастичности — на частоте 10 Гц или «77 10»), по 30 секунд на каждой точке, сначала сверху, затем внизу, затем справа и слева. Уровень мощности  — с  учетом тонуса мышц. Зона эффективна при  моторной дисфазии, заикании, афазии вследствие перенесенного инсульта.

3. Подчелюстная зона по направлению от уха до уха: режим «Терапия», 77 Гц, по 2–5 мин. при комфортной мощности.

4. Зона «шейное кольцо»: режим «Терапия», 77 Гц, 3–5 мин. при  комфортной мощности. Встроенные электроды аппарата устанавливаются в  области остистых отростков позвонков с  одной стороны шеи и  последовательно передвигается вокруг шеи до остистых отростков тех же позвонков с  другой стороны шеи, образуя таким образом воображаемое кольцо). В  области щитовидной железы аппарат не ставить! Кольцо можно замыкать от двух до пяти раз.

5. Зоны соответствия по  Су Джок  — подушечки пальцев рук, околоногтевые зоны (справа и слева от ногтя — это проекции височных долей мозга)  — обрабатываются на частоте 77 Гц, 1–3 мин. при комфортной мощности.

 

Зоны иммунные

1. БАТ хэ-гу: режим «Терапия», 10, 77 Гц, 1–3 мин. утром.

2. БАТ цзу-сань-ли: режим «Терапия», 10, 77 Гц, 1–3 мин. утром.

3. Зона яремной ямки: режим «Терапия», 77 Гц, 1–3 мин. Кроме случаев речевых нарушений, обрабатывается при кашле, аллергических реакциях, удушье.

4. Зона 2 ШП: режим «Терапия», 77 Гц, 1–3 мин.

5. Зона 7 ШП: режим «Терапия», 77 Гц, 1–3 мин. Для  усиления эффекта рекомендуется добавить воздействие выносным точечным электродом на  аурикулярные точки (дети старше 7 лет): режим «Терапия», 10 или 20 Гц, по 1 мин. при минимальной мощности. На процедуре обрабатываются одна-две точки: АТ 55 (точка ЦНС), 29 (затылок), 84 (рот), 34 (кора головного мозга), 103 (трахея), 51 (симпатическая нервная система), 25 (ствол мозга), 26 (нижняя челюсть), 31 (регулирует дыхание), 28 (точка мозга, гипофиз), 4 (язык), 37 (шейный отдел позвоночника).

При  планировании процедуры берется по  одной зоне из  каждой группы. Таким образом, на  одной процедуре можно обрабатывать три зоны (например, одну универсальную, одну специальную и одну иммунную). Курс 10–14 процедур, перерыв между курсами от 10–14 до 20–28 дней, количество курсов с  учетом выраженности нарушений (от 1–2 до 6–8 в течение года).

Лечение речевых нарушений  — это комплекс мероприятий, проводимых под руководством логопеда. В  качестве примера привожу конспекты двух логопедических занятий и клинический случай.

 

Клинический случай. Мальчик Н., 5,5 лет

Диагноз: функциональное расстройство речи, псевдобульбарная дизартрия.

Были нарушены следующие звуки: Ш, Ж заменялись на С и З, Л — губно-губной, Р изолированно вызывался как увулярный, в  спонтанной речи отсутствовал, Рь- отсутствовал. В целом речь звучала очень смазанно, нечетко. Про таких детей часто говорят: у них каша во рту. Наряду с  классическими методами логопедического воздействия проводилась ДЭНС.

Методика ДЭНС

1. Тройничная зона и  ШВЗ чередовались: режим «Тест» с обязательной обработкой ТЗ в режиме «Терапия», 77 Гц.

2. Зона вокруг рта, подчелюстная зона и ШК чередовались на разных процедурах: режим «Терапия», 77 Гц.

3. Зона языка: режим «Терапия», 10 Гц (т. к. была выраженная спастичность мышц языка), ежедневно.

4. Иммунные зоны  — 7 ШП, зона печени (Су Джок): программа МЭД, вечером.

Выполнять артикуляционную гимнастику было намного комфортнее после сеанса ДЭНС, потому что тонус мышц артикуляционного аппарата был приведен близко к нормальному.

Проведено три курса ДЭНС-терапии по 10 процедур, с перерывом 10–14 дней между курсами. В период с октября по апрель все звуки были поставлены и введены в спонтанную речь. Для сравнения: даже при отсутствии неврологических нарушений и диагнозов работа над  одной фонетической группой звуков занимает не  менее трех месяцев.

Транслируя свой опыт применения ДЭНС-терапии в практике учителя-логопеда на  конференциях и  семинарах различного уровня, публикуясь в  сборниках, я  не  только делилась личным опытом, но  и  приобрела много сторонников среди коллег-логопедов. Мои коллеги теперь также применяют ДЭНС-терапию в качестве дополнительного эффективного средства при  коррекции речевых нарушений у детей и отмечают стойкую положительную динамику коррекционной работы.

 

Список литературы

1. Динамическая электронейростимуляция в российских и международных медицинских изданиях: Избранные научные работы, опубликованные в 2013 году. Екатеринбург, 2014.

2. ДЭНС-факультет. Архив научно-практических трудов. Том I. Екатеринбург, 2004.

3. Клиническое применение аппаратов динамической электро-нейростимуляции (случаи из практики). Екатеринбург, 2009.

4. Клиническое применение аппаратов динамической электро-нейростимуляции (случаи из  практики). Выпуск 4. Екатеринбург, 2012.

5. Мультидисциплинарные подходы к  коррекции речевых нарушений в  дошкольном и  младшем школьном возрасте // Мат-лы краев. науч.-практ. конф. (15 декабря 2011 г., Краснокамск)/под. ред. Л. Р. Лизуновой. Краснокамск, 2011.

6. Руководство по  динамической электронейростимуляции аппаратами ДиаДЭНС-Т и ДиаДЭНС-ДТ/Под общ. ред. В.В. Чернышева. Екатеринбург, 2005.

7. V Русановские чтения: Всероссийская (с международным участием) научно-практическая конференция им. В.Н.  Русанова (18 октября 2013 г., Оса). Вып. 5, ч. 2/Под общ. ред. Т.В. Сапожниковой. МБОУ ДО «МЦЦ», Оса. Пермь, 2013.

8. Универсальный регистр ДЭНС-терапии. Екатеринбург, 2003

twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)