Исследование изменения эмоционального состояния детей, оставшихся без попечения родителей

Клинические наблюдения Р.В. Фроловой и Н.Н. Хмелевой, КГУПКМДПД, г. Чайковский, Россия

Исследование проводилось на базе Центра детей, остав­шихся без попечения родителей. Дети, поступающие в наше учреждение, находились в трудной жизненной ситуа­ции. Асоциальная семейная ситуация, потеря семьи — это тяжелые факторы, вызывающие у детей состояние острого или хронического стресса, проявляющегося симптомами:


а) физиологическими — головные боли, незначительное повышение температуры тела, частые простуды и другие легкие недомогания, мышечное напряжение в шейноворотниковой зоне, боли в животе, проблемы с пищеварени­ем, пропавший или чрезмерный аппетит, недостаток веса и др.;


б) психофизиологическими — повышенная раздражи­тельность, тревожность, нарушения сна с частыми кошма­рами, возврат привычек более раннего возраста (сюсюка­нье, энурез, сосание пальца и т. д.), рассеянность, повышен­ная утомляемость, сонливость, неспособность сосредото­читься;


в)психологическими — хронически плохое настроение, апатия или, наоборот, неугомонность, агрессия, направлен­ная на более слабых и предметы, на себя — аутоагрессия;


негативизм, страхи (обоснованные и надуманные), уход в себя (замкнутость, нежелание контактировать с другими людьми) и др.


Цель нашего учреждения — реабилитировать детей, остав­шихся без попечения родителей, и устроить в приемную или реабилитировавшуюся кровную семью. Для достиже­ния поставленной цели психологами проводятся занятия с использованием арт-терапии (песочная терапия, изобразительная деятельность, сказкотерапия, игровая терапия), телесноориентированная терапия.


И тесном сотрудничестве работают все специалисты. Хоро­шие результаты показывает совместная работа психологов и специалиста по физиолечению. Аппараты группы компа­нии «ДЭНАС» имеются в учреждении с 2002 г. Ранее мы на­блюдали положительный эффект при применении аппаратом ДЭНС-терапии в соматическом статусе.


Цель данного исследования: наблюдение изменения эмоционального состояния детей в результате примене­ния аппарата цветоимпульсного воздействия ViDENS.


В исследовании принимало участие 10 человек в возрасте от 4 до 8 лет в период адаптации к новым условиям при поступлении ребенка в наше учреждение.


У всех испытуемых детей на момент поступления в учреж­дение преобладал отрицательный эмоциональный фон: печаль, растерянность, озабоченность, тревога, страхи, у некоторых детей агрессивность и т. д. В табл. 1 представле­но эмоциональное состояние детей перед началом курса.


Таблица 1


Условное распределение испытуемых в соответствии с оценкой их эмоционального состояния

 



 
 

Эмоциональное состояние

 
 

 

Кол-во
испытуе­мых (%)

 

 
 

Характери­стика
эмо­ций

 
 

1

 
 

Активное возбуждение. Аффективное возбуждения (АВ)

 
 

0

 
 

Положи­тельная
(+)

 
 

2

 
 

Функциональное возбуждение (ФВ)

 
 

0

 
 

3

 
 

Функциональная расслаблен­ность (ФР)

 
 

0

 
 

Нейтраль­ная
(*)

 
 

4

 
 

Функциональная напряжен­ность, настороженность (ФН)

 
 

20

 
 

5

 
 

Функциональное торможение (ФТ)

 
 

50

 
 

Отрицатель­ная
(-)

 
 

6

 
 

Аффективное торможение (AT)

 
 

30

 


 

У 80 % детей было отрицательное эмоциональное состоя­ние (ФТ и AT), у 20 % нейтральное эмоциональное состоя­ние.


Каждый ребенок получал 15 ежедневных процедур по про­грамме «Антистресс». Оценка эмоционального состояния проводилась перед сеансом и после его окончания по ме­тодике Э.Т. Дорофеевой (см. Базыма Б.А. Цвет и психика).


Во время сеанса с применением музыкотерапии ребенок лежал на кушетке. Кроме проведения диагностики, пси­холог должен был создать для детей атмосферу доверия и безопасности. В силу их возраста и состояния большая трудность заключалась в том, чтобы дети спокойно лежа­ли во время
сеанса. Для этого создавалась игровая моти­вация, детям предлагалось посмотреть мультфильм про шарик. В зависимости от возраста рассказывались разные истории.
Гиперактивным детям давали в руки слингобусы, 
которые они перебирали руками. При сильном мышечном напряжении использовались приемы тесноориентированной терапии.


Результаты исследования


   После 1 го сеанса у 60 % детей уже наблюдались положи­тельные изменения в эмоциональном состоянии, но они были неустойчивыми.


   После 6-го сеанса у 90 % детей наблюдались положитель­ные изменения в эмоциональном состоянии, но эти со­стояния были также неустойчивыми.


   После 12 сеансов эмоциональное состояние улучшалось, начинали доминировать положительные эмоции.


   К концу курса (15 сеансов) у 70 % детей эмоциональное состояние стало более устойчивым, спокойным с преоб­ладанием положительных эмоций. Дети проявляли инте­рес к различным видам деятельности, легче вступали в контакт со взрослыми и сверстниками.


   Среди испытуемых не осталось детей с отрицательными эмоциональными состояниями.


В итоге у всех детей адаптация прошла без осложнений, у 90 % — на высоком уровне и у 80 % — на среднем. Ранее,
до использования аппарата
ViDENS, адаптация у детей была более длительной (1 -2 месяца).


Результаты эмоционального состояния после проведения курса представлены в табл. 2.


Таблица 2


Условное распределение испытуемых в соответствии с оценкой их эмоционального состояния

 

 

 
 

Эмоциональ­ное
состояние

 
 

Кол-во испытуе­мых (%)

 
 

Характе­ристика эмоций

 
 

Уровень
адапта­ции (%)

 
 

высо­кий

 
 

сред­ний

 
 

низ­кий


1

 
 

Активное
воз­буждение. Аффективное возбуждение (АВ)

 
 

0

 
 

Положи­тельные

 

(+)

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

2

 
 

Функциональ­ное
возбужде­ние (ФВ)

 
 

70

 
 

20

 
 

60

 
 

 

 
 

3

 
 

Функциональ­ная
расслаб­ленность (ФР)

 
 

20

 
 

Ней­тральные

 

(*)

 
 

 

 
 

10

 
 

 

 
 

4

 
 

Функциональ­ная
напряжен­ность, насторо­женность (ФН)

 
 

10

 
 

 

 
 

10

 
 

 

 
 

5

 
 

Функциональ­ное
торможе­ние (ФТ)

 
 

0

 
 

Отрица­тельные

 

(-)

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 
 

6

 
 

Аффективное
торможение
(AT)

 
 

0

 
 

 

 
 

 

 
 

 

 


Мы считаем, что аппарат ViDENS может применяться пси­хологами в реабилитации детей, находящихся в состоянии острого или хронического стресса.

 

 
twitter.com facebook.com vkontakte.ru odnoklassniki.ru mail.ru ya.ru pikabu.ru blogger.com liveinternet.ru livejournal.ru memori.ru google.com bobrdobr.ru mister-wong.ru yahoo.com yandex.ru
Оставьте комментарий!

grin LOL cheese smile wink smirk rolleyes confused surprised big surprise tongue laugh tongue rolleye tongue wink raspberry blank stare long face ohh grrr gulp oh oh downer red face sick shut eye hmmm mad angry zipper kiss shock cool smile cool smirk cool grin cool hmm cool mad cool cheese vampire snake excaim question

Комментарий будет опубликован после проверки

Вы можете войти под своим логином или зарегистрироваться на сайте.

(обязательно)